В рамках реализации национального проекта «Образование» федерального проекта «Успех каждого ребенка» 31 января в актовом зале Дома детского творчества состоялся Круглый стол на тему «Эффективные формы организации образовательной деятельности туристско-краеведческой направленности с использованием инфраструктуры национального проекта "Образование".
Туристско-краеведческая работа с детьми активно развивалась и использовалась, как средство всестороннего гармоничного развития личности ребенка. Это: - патриотическое воспитание - любовь к своей малой Родине, своему народу, культуре, национальная самоидентификация;
- экологическое воспитание - бережное отношение к родной природе, экологическое просвещение и формирование экологической культуры;
- эстетическое воспитание посредством приобщения к народной культуре, изучения промыслов и ремесел, формирования и сохранение навыков;
- физическое развитие и воспитание, при которых в полной мере используются природные факторы как при самодеятельном туризме, так и при спортивном туризме;
- интеллектуальное развитие - при занятии туризмом формируется адекватная картина мира ребенка. Он знакомиться и овладевает широким спектром человеческой деятельности, академических знаний, практических навыков;
- социализация ребенка, включающая в себя навыки самообслуживания, общения, формирование лидерских и исполнительских качеств;
- профессиональная ориентация — ученики-туристы стали спасателями, пожарными, медиками, промышленными альпинистами, получив первые профессиональные знания и навыки на занятиях туризмом.
Эти педагогические задачи остаются актуальными в любые времена, но только туристско-краеведческая направленность способна сочетать их в полной мере. Педагоги - туристы Дома детского творчества успешно решают эти задачи в своей работе.
Участникам Круглого стола педагоги рассказали о детском туризме, как
эффективнейшей форме образования, воспитания и развития детей, поделились своими знаниями и опытом многолетней работы.
«Благодаря реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» мы получили необходимое туристское снаряжение», - рассказала методист туристско-краеведческой направленности Крупницкая Татьяна Олеговна.
Далее последовал рассказ о реализации программы малобюджетной формы организации летнего оздоровительного отдыха детей «Детский образовательный туристско-краеведческий кластер «Лето».
«Программа лагеря «Робинзон» предполагает работу с разновозрастной группой от 10 до 18 лет из объединений туристско - краеведческой направленности Дома детского творчества, что имеет педагогическую целесообразность. Мы широко используем наставничество, что, необходимо для:
- формирования у «новичков» навыков туристского быта, старшие и опытные участники лагеря учат младших;
- распределения обязанностей по силам и возможностям;
- организации мероприятий (квестов, соревнований, конкурсов), где старшие являются проектировщиками и организаторами, а младшие – участниками.
За годы существования лагеря многие дети прошли путь от «новичков» до опытных наставников», - рассказала педагог дополнительного образования Лащенкова Наталья Николаевна.
«Самой доступной и распространенной формой походной деятельности, - говорит Парфианович Наталья Николаевна - педагог дополнительного образования с большим туристическим и педагогическим опытом и стажем, - выступают походы выходного дня или ПВД. Такие походы невелики по продолжительности (от 6-8 часов до 3-х дней) и протяженности. Походы как нельзя лучше знакомят туристов с родным краем».
«И кто участвовал в походах,
Сидел когда-то у костра,
Как космонавт без кислорода,
Без песни жить не сможет никогда», - закончила свое выступление словами из песни, написанной обучающимися, Киевская Елена Ивановна педагог дополнительного образования, руководитель детского объединения «С гитарой на привале».
Гафарова Алена Андреевна, методист МОЦ сделала обзор на программы туристско-краеведческой направленности образовательных организаций города, размещенные в АИС «Навигатор» и анализ охвата детей программами данной направленности.
Участники круглого стола отметили высокий профессионализм педагогов и методистов Дома детского творчества, а также выразили благодарность за предоставленный опыт и желание продолжить тесное сотрудничество.