26 апреля 1986 года произошла авария на Чернобыльской АЭС
Уважаемые курчатовцы! Подготовлена целая серия материалов о «ликвидаторах» последствий аварии на ЧАЭС. Мы знакомим вас с одним из героев.
Время постепенно уносит с собой чувство тревоги и страха, которые пронзили каждого из нас в апреле 1986 года, когда мы жили в тревожном ожидании вестей из Чернобыля. Беда была общей, и она объединяла людей. Ее радиоактивный след растянулся на многие тысячи километров, на долгие годы, прошел через судьбы людей, посеяв в их душах страдания и боль. В наш век стремительных перемен, порой, жестоких и непредсказуемых, совсем недавно весь мир постигла новая беда – эпидемия каронавируса. Борьба со смертельным вирусом должна была заставить нас, как и тогда, быть сильными, сплоченными, действовать дружно, строго соблюдать правила своей безопасности. Но вместо этого, украинские нацисты, на земле которых произошла ядерная трагедия, не сделали выводов, а под влиянием Запада, не думая о последствиях, ракетными ударами бьют не только по мирным приграничным территориям России, а и по Запорожской АЭС, угрожая не только России, а и всему миру новым, еще большим злом – новой ядерной катастрофой и третьей мировой войной.
Давайте вспомним о том, что было тогда, 38 лет назад, когда по безответственности отдельных специалистов станции взорвался четвертый энергоблок Чернобыльской АЭС.
Вместе с другими представителями АЭС России, самоотверженно работали в Чернобыле работники Курской атомной станции. Рискуя своим здоровьем и жизнью, они помогали украинским коллегам ликвидировать последствия аварии.
Рассказывает один из первых участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, заслуженный ветеран атомной отрасли, ветеран Курского филиала МООВК «Росэнергоатом», полковник Чебышев Николай Михайлович.
В 1979-1987 годах Николай Чебышев работал начальником пожарной части по охране Курской АЭС, в 1987-2000 годах – начальником отряда по охране особо важных объектов. За проявленное мужество при ликвидации последствий аварии в Чернобыле награжден орденом Красной Звезды, в 2000 году - медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
- Пятого мая 1986 года, в 10 часов утра меня принял начальник Главного управления пожарной охраны МВД Украинской ССР генерал-майор внутренней службы Десятников. В течение часа было проведено собеседование по знанию особенностей планировки главного корпуса, вспомогательных сооружений, техпроцесса, пожарной опасности, а также необходимых противопожарных мероприятий. После этого мне выдали легковой автомобиль и в сопровождении сотрудника Главного управления отправили в город Чернобыль. Еще на вокзале в Киеве я обратил внимание на большое количество пассажиров, покидающих город, хотя с виду все было относительно спокойно. За 25-30 км от места аварии стало ясно, что произошло что-то страшное. Нескончаемым потоком ехали автомашины с эвакуированным населением, животными. Кто шел пешком, кто ехал на телегах. Все это напоминало кадры из военных фильмов. Ближе к АЭС села были пусты, по улицам бродили собаки, домашняя птица. В душе повеяло холодом. О загрязнении окружающей среды меня проинформировал директор Курской АЭС, когда я уезжал в командировку. Что такое радиоактивное загрязнение, какова опасность для жизни, я уже знал не понаслышке, а из опыта работы на Курской АЭС.
При проезде у главного корпуса между ОРУ-750 и машинным залом стали видны истинные масштабы аварии. На месте корпуса реакторного отделения были развалины, остатки оборудования и желтый дым, поднимающийся вверх на 200-300 метров. В четвертом реакторном блоке шел процесс, аналогичный извержению вулкана. Уровень радиоактивного заражения находился от 10 тысяч рентген/ час, на кровле реакторного блока №3 до 100 мр/час в районе первого машинного зала.
Задачи перед командой пожарных стояли очень сложные и очень опасные. И пожарные первыми вошли в огонь, не думая о последствиях для своего здоровья, рискуя жизнью. Скажу только одно: если бы мы не ликвидировали своевременно пожар на кровле машинного зала и внутри его, катастрофа в значительно больших масштабах была неминуема».
Любовь Василенко